• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 614017 Пермь
бульвар Гагарина, 37, оф. 301

Телефон: +7 (342) 200-95-47

Руководство
руководитель департамента Букина Татьяна Витальевна
Специалист по учебно-методической работе Борисова Елена Феликсовна

email: eborisova2@hse.ru

Документы

Департамент (PDF, 216 Кб)

 

Глава в книге
Set-Asides: The Not-So-Clear Side of Public Procurement

Dmitriy Kashin, Elena Shadrina, Dmitri Vinogradov.

In bk.: GSOM ECONOMY AND MANAGEMENT CONFERENCE 2023. Graduate School of Management, St. Petersburg State University, 2023. P. 593-597.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

На Perm Workshop on Applied Economic Modeling обсудили паевые фонды и эффекты сообучения

В «Центре Науки» Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького состоялось очередное заседание «Пермского семинара по прикладному экономическому моделированию». В качестве докладчиков выступили младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ — Пермь Петр Паршаков и к.э.н., доцент, директор института институционных исследований, проректор НИУ ВШЭМария Юдкевич.

В «Центре Науки» Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького состоялось очередное заседание «Пермского семинара по прикладному экономическому моделированию». В качестве докладчиков выступили младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ — Пермь Петр Паршаков и к.э.н., доцент, директор института институционных исследований, проректор НИУ ВШЭМария Юдкевич.

Петр Паршаков представил результаты исследования российских паевых инвестиционных фондов в разрезе изучения навыков их управляющих. «Под навыком понимается способность управляющего к неслучайному определению биржевого индекса и получению сверхдоходности, то есть неслучайное опережение бенчмарка», — отметил автор. Работа основывается на анализе данных InvestFunds (с июля 2001 г. по июль 2012 г.), в итоговую выборку вошли 215 фондов.

С помощью процедуры бутстрапа (описана в статье Kosowski el al., 2007) в исследовании протестирована значимость альфы Дженсена для каждого фонда в выборке. «Интересно сравнить результаты для растущих и развитых рынков. В некоторых исследованиях отмечается, что навык управляющего зависит от рыночной конъюнктуры. Заслуживает внимания тот факт, какой процент управляющих с навыками  будет представлен в разные периоды», — подчеркнул Петр.

Результаты исследования показали, что только 5% российских фондов акций имеют необходимые навыки. Интересно, что этот показатель близок к значениям на развитых рынках, например в США и Великобритании. Еще один неожиданный вывод: фонды с навыком характеризуются небольшим значением альфы Дженсена. Соответственно, инвестор должен избегать фондов с высоким значением альфы Дженсена. Презентация  Петра Паршакова вызвала активное обсуждение, в результате которого были определены новые направления развития исследования.

Мария Юдкевич выступила с докладом об исследовании эффектов сообучения в административно формируемых студенческих группах. В работе тестируется влияние  успеваемости отдельного студента на успех у других учащихся студенческой группы на примере факультета экономики НИУ ВШЭ (данные  об успеваемости на 1-2-х курсах студентов, поступивших в 2009 году).

«Есть некоторое количество исследований, в том числе на данных Высшей школы экономики, где уже исследовалось такое влияние. Мы задумались: какие еще факторы, связанные с индивидуальными характеристиками студентов, могут влиять на их индивидуальную историю», — отметила Мария Юдкевич.

Известный факт: если студент попадает в сильную группу, этот факт может приводить к росту его успеваемости. И наоборот, если студент попадает в слабую группу, то, как правило, его успеваемость снижается. Эта зависимость называется эффектом сообучения. Каналы проявления эффектов сообучения самые разнообразные: от  совместной работы  студентов одной группы и рейтингов успеваемости до вредных привычек круга общения индивидуума.

При этом эффект сообучения – это частный случай проявления эффекта среды. «Эффект среды – это факт зависимости наших индивидуальных результатов от характеристик и действий индивидов, которые нас окружают. И сфера образования — хороший пример области, в которой могут проявляться эффекты среды», — рассказала Мария Юдкевич.

Проректор НИУ ВШЭ также пояснила отбор данных для исследования: «Высшая школа экономики создает уникальную ситуацию. Наши студенты поступают на определенную специальность, группы формируются административно, а 90% учебного плана в первые два года — обязательные дисциплины. У нас есть сравнительные преимущества исследования эффектов сообучения в группах». Для оценивания характеристики окружения использовались две модели. В первой рассматривалась линейность в среднем, то есть средний балл ЕГЭ одногруппников (по русскому языку и математике). Во второй модели исследовался нелинейный эффект, а именно доли студентов в студенческой группе, у которых отмечались низкие и высокие баллы ЕГЭ.

По результатам исследования были сделаны выводы, что присутствие способных одногруппников оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость. При этом в большей степени такому воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. В то же время увеличение доли слабых студентов незначительно влияет на успеваемость.

Напомним, заседания семинара проходят в третью пятницу месяца в течение всего учебного года. Следите за анонсами на сайте семинара.