Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 614017 Пермь
бульвар Гагарина, 37, оф. 301
Телефон: +7 (342) 200-95-47
Департамент экономики и финансов создан в 2014 году слиянием кафедр экономической теории, прикладной математики и моделирования в социальных системах, бухгалтерского учета и аудита и финансового менеджмента. Деятельность департамента направлена на обеспечение образовательных программ высококвалифицированными преподавательскими кадрами и проведение исследований в области корпоративных финансов и экономики.
Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2024.
Найденова Ю. Н., Паршаков П. А., Смирнов А. О.
Управленец. 2024. Т. 15. № 5. С. 22-37.
Dmitriy Kashin, Elena Shadrina, Dmitri Vinogradov.
In bk.: GSOM ECONOMY AND MANAGEMENT CONFERENCE 2023. Graduate School of Management, St. Petersburg State University, 2023. P. 593-597.
Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.
Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024
В «Центре Науки» Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького состоялось очередное заседание «Пермского семинара по прикладному экономическому моделированию». В качестве докладчиков выступили младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ — Пермь Петр Паршаков и к.э.н., доцент, директор института институционных исследований, проректор НИУ ВШЭМария Юдкевич.
Петр Паршаков представил результаты исследования российских паевых инвестиционных фондов в разрезе изучения навыков их управляющих. «Под навыком понимается способность управляющего к неслучайному определению биржевого индекса и получению сверхдоходности, то есть неслучайное опережение бенчмарка», — отметил автор. Работа основывается на анализе данных InvestFunds (с июля 2001 г. по июль 2012 г.), в итоговую выборку вошли 215 фондов.
С помощью процедуры бутстрапа (описана в статье Kosowski el al., 2007) в исследовании протестирована значимость альфы Дженсена для каждого фонда в выборке. «Интересно сравнить результаты для растущих и развитых рынков. В некоторых исследованиях отмечается, что навык управляющего зависит от рыночной конъюнктуры. Заслуживает внимания тот факт, какой процент управляющих с навыками будет представлен в разные периоды», — подчеркнул Петр.
Результаты исследования показали, что только 5% российских фондов акций имеют необходимые навыки. Интересно, что этот показатель близок к значениям на развитых рынках, например в США и Великобритании. Еще один неожиданный вывод: фонды с навыком характеризуются небольшим значением альфы Дженсена. Соответственно, инвестор должен избегать фондов с высоким значением альфы Дженсена. Презентация Петра Паршакова вызвала активное обсуждение, в результате которого были определены новые направления развития исследования.
Мария Юдкевич выступила с докладом об исследовании эффектов сообучения в административно формируемых студенческих группах. В работе тестируется влияние успеваемости отдельного студента на успех у других учащихся студенческой группы на примере факультета экономики НИУ ВШЭ (данные об успеваемости на 1-2-х курсах студентов, поступивших в 2009 году).
«Есть некоторое количество исследований, в том числе на данных Высшей школы экономики, где уже исследовалось такое влияние. Мы задумались: какие еще факторы, связанные с индивидуальными характеристиками студентов, могут влиять на их индивидуальную историю», — отметила Мария Юдкевич.
Известный факт: если студент попадает в сильную группу, этот факт может приводить к росту его успеваемости. И наоборот, если студент попадает в слабую группу, то, как правило, его успеваемость снижается. Эта зависимость называется эффектом сообучения. Каналы проявления эффектов сообучения самые разнообразные: от совместной работы студентов одной группы и рейтингов успеваемости до вредных привычек круга общения индивидуума.
При этом эффект сообучения – это частный случай проявления эффекта среды. «Эффект среды – это факт зависимости наших индивидуальных результатов от характеристик и действий индивидов, которые нас окружают. И сфера образования — хороший пример области, в которой могут проявляться эффекты среды», — рассказала Мария Юдкевич.
Проректор НИУ ВШЭ также пояснила отбор данных для исследования: «Высшая школа экономики создает уникальную ситуацию. Наши студенты поступают на определенную специальность, группы формируются административно, а 90% учебного плана в первые два года — обязательные дисциплины. У нас есть сравнительные преимущества исследования эффектов сообучения в группах». Для оценивания характеристики окружения использовались две модели. В первой рассматривалась линейность в среднем, то есть средний балл ЕГЭ одногруппников (по русскому языку и математике). Во второй модели исследовался нелинейный эффект, а именно доли студентов в студенческой группе, у которых отмечались низкие и высокие баллы ЕГЭ.
По результатам исследования были сделаны выводы, что присутствие способных одногруппников оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость. При этом в большей степени такому воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. В то же время увеличение доли слабых студентов незначительно влияет на успеваемость.
Напомним, заседания семинара проходят в третью пятницу месяца в течение всего учебного года. Следите за анонсами на сайте семинара.