• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 614017 Пермь
бульвар Гагарина, 37, оф. 301

Телефон: +7 (342) 200-95-47

Руководство
руководитель департамента Букина Татьяна Витальевна
Специалист по учебно-методической работе Борисова Елена Феликсовна

email: eborisova2@hse.ru

Документы

Департамент (PDF, 216 Кб)

 

Книга
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Лавренчук Е. Н.

Т. 2: ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Уфа: 2021.

Глава в книге
Государственные закупки у малых и средних компаний: обязанность или свободный выбор заказчиков?

Кашин Д. В., Шадрина Е. В., Виноградов Д. В.

В кн.: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СамДУ, 2022. С. 691-697.

Препринт
New Characterizations of Strategy-Proofness under Single-Peakedness

Clemens Puppe, Jennings A. B., Laraki R. et al.

arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2021

Профессор Мирзобобо Ёрмирзоев: «Студенты пермской Вышки занимаются по тем же учебным материалам, что и студенты западных университетов»

С этого учебного года в Пермском кампусе НИУ ВШЭ работают сразу несколько иностранных преподавателей, нанятых по международному академическому контракту.

В этом году в Пермском кампусе НИУ ВШЭ читают лекции сразу несколько иностранных преподавателей, работающих по международному академическому контракту. Доцент департамента экономики и финансовМирзобобо Ёрмирзоев защитил докторскую диссертацию в университете штата Вашингтон (Washington State University). Он поделился впечатлениями о Перми, Высшей школе экономики, студентах, а также рассказал о научно-исследовательских планах и новых курсах для студентов департамента экономики и финансов.

— Мирзобобо, скажите, почему Вы выбрали НИУ ВШЭ — Пермь для преподавания?

— Прежде всего я знал, что Высшая школа экономики — это динамично развивающийся вуз, который уже доказал свою состоятельность. Во-первых, здесь есть хорошие перспективы в плане научно-исследовательского развития, есть возможность реализовать те намерения, которые у меня есть. Во-вторых, наши страны (Мирзобобо родом из Таджикистана. —прим. наше) имеют общую историю, культуру, между ними дружественные отношения, что тоже повлияло на мой выбор. Я всегда хотел, чтобы мои дети изучали русский язык и литературу. И конечно, чтобы они изучали точные науки по российским стандартам образования. Несмотря на то что Советского Союза уже не существует, лучшие качества системы образования сохранились. Разумеется, повлияла на мой выбор и географическая близость России (и Перми) к моей Родине, отсутствие визового режима между нашими странами — я могу беспрепятственно навещать родных.

— Вы окончили аспирантуру в университете штата Вашингтон ( WashingtonStateUniversity). На какую тему защищали диссертацию?

— В 2008 году Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) организовал конкурс на отбор кандидатов из двух стран — Молдавии и Таджикистана — для прохождения обучения в аспирантуре университетов США. Я подал заявку и прошел отбор. И в 2009 году получил приглашение на обучение из этого университета. Аспирантура рассчитана была на 4 года, хотя можно обучаться и в течение 6 лет. В университете я получил степень PhD, защитив диссертацию на тему «Вопросы международной миграции на примере стран бывшего Советского Союза». В исследовании я рассмотрел вопросы международной миграции не только с точки зрения экономики, но и с учетом демографических и социологических факторов при движении людей на постсоветском пространстве, т.е. был применен междисциплинарный подход.

— Трудным ли было обучение в западном университете?

— Разумеется, поначалу возникали сложности с пониманием. Мы не привыкли читать, анализировать, осваивать большой поток информации на иностранном языке, тем более в профессиональной области. Первое время это казалось очень трудным, но достаточно быстро осваиваешься, «вливаешься». Для того чтобы учиться в аспирантуре, также нужны были основательные знания в области высшей математики. Кроме того, нужно было уметь работать в команде, делать все оперативно, не упускать ни одного материала. Я думаю, что, если есть способности, хорошие базовые знания, можно успешно учиться и защититься.

— К каким выводам Вы приходите в диссертации?

— В западных университетах диссертации, как правило, состоят из 3-х разных частей. В первой я рассматривал вопросы влияния денежных переводов мигрантов на темпы экономического роста. То есть сказываются ли на благосостоянии страны те средства, которые мигранты отправляют домой. Вторая глава посвящена тому, какие факторы влияют на миграцию из стран бывшего Советского Союза в Россию. И это не только экономические, но и демографические, культурные, исторические и географические факторы. Третья глава — это отдельный кейс по трудовой миграции из Таджикистана в Россию. В исследовании я не пришел к однозначным выводам, пока результат промежуточный. Противоречивые мнения высказываются в научной литературе, есть проблемы с базой данных — необходимы дополнительные исследования. Понимаете, чтобы делать серьезный анализ, нужна обширная база данных, а по нашему региону с ней возникают трудности. Хотелось бы продолжить заниматься этой темой, когда появится свобода для творческого пространства. Сейчас у меня достаточно высокая преподавательская нагрузка — веду три курса.

— Какие?

— Прежде всего эконометрику для студентов-экономистов — это профилирующая дисциплина. Преподаю также эконометрику студентам направления «Программная инженерия» и эконометрику продвинутого уровня — студентам магистерской программы «Финансы». Курсы для двух групп читаются на английском языке, используются оригинальные учебные материалы. Студенты занимаются по учебнику известного американского экономиста, профессора университета штата Мичиган (Michigan State University) Джеффри М. Вулдриджа (Jeffrey Wooldridge). Учебник Вулдриджа очень популярен, он используется во многих вузах США и Европы. Получается, что студенты пермской Вышки занимаются по тем же учебным материалам, что и студенты западных университетов.

— Что Вы можете сказать о студентах пермской Вышки?

— Они талантливые, любознательные, стремятся получить новые знания. Студенты магистратуры, хотел бы отметить, способны к самообразованию и умеют работать в команде. Это очень хороший подход. Когда я даю им задания, несмотря на то, что они пришли из разных вузов, они дружно работают вместе, находят общий язык. Мне нравится, что в пермской Вышке царит атмосфера взаимопомощи. Студенты бакалавриата также постоянно задают вопросы, видно, что они заинтересованы в освоении эконометрики на английском языке: так они повышают и уровень владения иностранным языком.

— Скажите, какие у Вас научные интересы?

— Основные области моих исследований — это темы, связанные с международной миграцией, проблемами экономического роста и развития, а также вопросы прикладной экономики и эконометрики.

— Планируете ли Вы совместные исследования со студентами?

— Да, я несколько тем уже предоставил нашей кафедре, все заинтересованные студенты могут обращаться. Были и свои предложения со стороны студентов, в перспективе их реализуем.

— Как Вам Пермь? Что вы знали о городе, когда ехали сюда?

— На мой взгляд, Пермь — классический русский город. Здесь тихо, спокойно, все доступно. До приезда сюда я знал только, что это один из городов на Урале, миллионник. Раньше я не работал в России, поэтому все мои знания почерпнуты из учебников. Но могу сказать, что реальность совпала с лучшим из прочитанного.

— Планируете ли Вы вводить новые курсы на факультете экономики?

— Да, у меня есть намерение внедрить новые курсы, прежде всего курс по статистике для экономики и бизнеса (statistics for economics and business). Эта дисциплина будет иметь прикладной характер, и преподавание основано на ведущих учебниках западных авторов, а также курсы по выбору по некоторым темам из раздела продвинутой микро- и макроэкономики (selected topics in advanced micro/macroeconomics). Кроме того, у меня в планах проводить консультации для старших курсов и выпускников, чтобы они могли подавать заявки на обучение в аспирантуре ведущих университетов Запада для получения степени доктора философии по экономике (PhD in Economics). Заинтересованные студенты могут обращаться ко мне по этому вопросу в любое время. Хочется, чтобы талантливые ребята продолжали образование и, конечно, повышали рейтинг Вышки.

— Как Вы относитесь к присуждению Нобелевской премии французскому экономисту Жану Тиролю?

— Жан Тироль — специалист в области отраслевых рынков, получил степень доктора философии по экономике в Массачусетском технологическом университете. У него есть два популярных учебника: «Теория отраслевых рынков» и «Теория игр», которые используются в западных университетах. На первом курсе аспирантуры у нас был предмет под названием «Теория игр», мы тоже занимались по учебнику Тироля. Наш преподаватель училась у него, она очень обрадовалась, когда Жан Тироль получил премию. Думаю, что это достойный кандидат, его работы еще будут изучаться десятилетиями.

— Кого из исследователей в сфере эконометрики вы считаете достойным Нобелевской премии?

— Первый раз в 1969 году Нобелевскую премию получил голландский экономист Ян Тинберген за разработку и применение динамических моделей для анализа экономических процессов. Я бы назвал еще достойными таких известных исследователей в области эконометрики, как Уильям Грин и Джеффри Вулдридж.