• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 614017 Пермь
бульвар Гагарина, 37, оф. 301

Телефон: +7 (342) 200-95-47

Руководство
руководитель департамента Букина Татьяна Витальевна
Специалист по учебно-методической работе Борисова Елена Феликсовна

email: eborisova2@hse.ru

Документы

Департамент (PDF, 216 Кб)

 

Глава в книге
Set-Asides: The Not-So-Clear Side of Public Procurement

Dmitriy Kashin, Elena Shadrina, Dmitri Vinogradov.

In bk.: GSOM ECONOMY AND MANAGEMENT CONFERENCE 2023. Graduate School of Management, St. Petersburg State University, 2023. P. 593-597.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

Увлеченные исследованиями

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый в этом учебном году семинар Группы Эмпирического анализа рынков и компаний(GAMES). Сотрудники GAMES представили проекты, которые они на данный момент разрабатывают. Участники семинара также узнали о важных шагах на пути к успешному эмпирическому исследования. 

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый в этом учебном году семинар Группы Эмпирического анализа рынков и компаний(GAMES). Сотрудники GAMES представили проекты, которые они на данный момент разрабатывают. Участники семинара также узнали о важных шагах на пути к успешному эмпирическому исследования. 

Открывая работу семинара, руководитель группы GAMES, заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь Дмитрий Потапов, объяснил, почему студентам важно проводить эмпирические исследования: «Работая в таких проектах, вы получаете навыки, востребованные как на рынке труда, так и на академическом рынке. К таким навыкам, которые мы активно используем в наших исследованиях, относятся владение современным математическим аппаратом и работа с данными большой размерности». 

Дмитрий Потапов представил два исследования, в которых он в настоящий момент принимает участие. Первый проект связан с оценкой спроса на рынке ритейла и реализуется на  данных продуктовой розничной сети «СемьЯ». Общий объем исследуемых данных в рамках проекта составляет порядка 450 миллионов записей. Кроме того, в проекте используются данные группы TNS Russia по просмотру телевизионной рекламы в Пермском крае. В исследовании рассматриваются вопросы изменения ценовой эластичности под влиянием разных факторов: сезонность, кризис и т.п. 

Второй проект реализуется совместно с пермской компанией «Alternativa Platform» — производителем международной игры «Танки Онлайн». В игре зарегистрировано уже несколько миллионов аккаунтов. Особенности анализа данных в этом проекте состоят в том, что пользователи активно откликаются на опросы. В онлайн игре существует своя внутренняя валюта, поэтому интересны вопросы, связанные с внутриигровой экономикой. Помимо этого, сотрудники группы анализируют мотивацию игроков и ее влияние на их поведение в игре и т. д. 

Младший научный сотрудник группы GAMES Евгений Ожегов рассказал о совместном с Агатой Лозинской исследовании рынка ипотечного кредитования: «В академической литературе, в сфере ипотечного кредитования, исследователи задаются разными вопросами. В частности, что влияет на индивидуальное поведение людей, которые оформляют ипотеку, и как банки формируют решения в отношении них. Следующие вопросы также широко представлены в литературе: как осознается потребность в оформлении ипотеке, что побуждает людей брать кредит, а также — каких заемщиков банк любит или не любит». 

Евгений отметил, что для подобных исследований могут использоваться несколько источников данных: государственная статистика, банковские данные, опросные данные, агрегированные данные (по территориям). 

Младший научный сотрудник группы  GAMES Алексей Чадов представил исследование оценки спроса на мобильную связь на основе данных ОАО «Ростелеком». «Общий объем исследуемых данных велик, он составляет 1,5 терабайта, это текстовые файлы из биллинговой системы, это соответствует 6 миллиардам записей», — рассказал Алексей. 

Огромный массив данных подразделяются на несколько групп: о звонках, о тарифах, о маркетинговой политике. В соответствии с этим делением возникают и исследовательские вопросы: Насколько люди ведут себя оптимально, когда выбирают тариф? Как связана мобильность абонента и выбор тарифного плана? Как распространяются новые тарифные планы? Например, известно, что 70% звонков совершается 3 главным абонентам – зависит ли от них смена тарифного плана? 

Младший научный сотрудник группы GAMES Евгения Попова выступила с докладом об исследовании оптового рынка электроэнергии. Проект на данный момент находится в разработке, на стадии сбора данных, поэтому есть возможность присоединиться к работе. 

Евгения отметила, что в России выработка электроэнергии больше, чем потребление, то есть всегда есть профицит. При этом большую часть электроэнергии потребляют предприятия. Им продают электроэнергию сбытовые компании, работающие в каждом регионе. С 2006 года начались изменения на рынке электроэнергии, направленные на создание конкурентной среды в отрасли. Удалось ли этого добиться? – ответ на этот вопрос и планируется отыскать в рамках данного исследования. Евгения также отметила, что в этой сфере мало серьезных количественных исследований, поэтому есть перспективы для развития. 

В завершение семинара Евгений Ожегов рассказал о критериях хорошего эмпирического исследования: «Прежде всего нужно видеть перспективы исследования, что из него может получиться что-то стоящее. При этом нужно понять, когда предельный эффект ваших затрат будет стремиться к нулю или превышать затраты. Невозможно вынашивать какую-то одну мысль слишком долго, она вырождается». 

Евгений сделал акцент на том, что главное при выборе темы исследования — она должна быть интересной и увлекательной для  самого исследователя. От этой отправной точки зависит успех других этапов создания проекта: обзор литературы,  сбор и анализ данных, обобщение выводов, получение обратной связи, публикация исследования. 

Семинар прошел в дружественной атмосфере живого диалога. Участники задавали уточняющие вопросы по заинтересовавшим их исследованиям, получив темы для научных размышлений. Семинары группы GAMES планируется проводить каждую неделю. Поучаствовать в них и «заразиться» исследовательским духом, получить вдохновение и найти свою тему для исследования – может каждый желающий.  Следите за анонсами в академическом календаре на сайте.

Как сделать хорошее эмпирическое исследование?